Старая версия сайта доступна по ссылке: http://prirodastepi.ru/

Страшное время

Зайцева Виктория Евгеньевна
ученица 5 класса
МБОУ Марьевской сош
им.воина-афганца Н.П.Лапшичева
Консультанты:
учитель русского языка и литературы
Янченко Лилия Александровна,
бабушка Балабаева Наталья Георгиевна

    Мужчины уходили на войну, дома оставались старики, женщины с малыми детьми и подростки. На их долю выпали лишения, страдания, ужасы немецкой оккупации.

   Моя прабабушка, Бочко Анна Владимировна, родилась 22 сентября 1929 года в селе Камышевка  Матвеево-Курганского района. В октябре 1941 года фашисты оккупировали всю территорию района. В наше село Камышевку ворвались захватчики. По словам прабабушки Ани, а ей в то время было 12 лет, было страшное зрелище. Фашисты на танках ворвались в село. Крики, непонятная речь, стрельба, взрывы, крики детей, женщин, стариков. Фашисты забегают в дома, хватают живность, убивают людей. Словами все не передать!

   Вторая моя прабабушка Фомченко Лидия Сидоровна родилась 21 ноября 1935 года в селе Вареновка, которое находилось недалеко от Камышевки. Сейчас уже этого хуторка нет.  Когда началась война, мама моей прабабушки Антонина Федотовна, была на Украине ( это моя прапрабабушка). Она ездила за одеждой  в обмен на пшеницу. Домой возвратиться не смогла, так как в это время сильно разлилась река Днепр и движение было затруднено.

  И вот моя прабабушка Лида осталась одна с двумя младшими сестрами Раей (Майборода(Михайлова)  Раиса Васильевна) и Ниной ( Майборода (Федоренко) Нина Васильевна, 1939 года рождения. « Было очень тяжело. Так без мамы мы прожили месяц. Выжили только благодаря своей корове. А еще сильно болели мои младшие сестры»,- вспоминает моя прабабушка.

       Восемь месяцев наше село Камышевка находилось в немецкой оккупации. Рассказывая мне о своем детстве в этот период, прабабушка сама себе задает вопрос: « И вот как мы, дети войны, выживали и выжили? Несмотря ни на страшный голод и холод. Ели мы все, что можно. Зимой было очень трудно, так как зимы были очень снежные и морозные. Ни одежды, ни обуви не было и больше сидели на печке. Но тепло было, пока горела печь. В основном топили бурьяном. Деревья в округе были все уничтожены. За бурьяном ходили в поле. Прежде чем собрать бурьян, надо было его достать из-под снега. А какая была одежда? На ногах длинные чулки и кое-какие рукавицы. Пока вернемся с хворостом домой, то окоченеем до основания. Утром просыпаемся, а вода в ведре замерзла. Так холодно было в доме. Конечно, в это время ничего не сажалось ни в поле, ни в огороде.  Но нас спасала коровка. Мы со старшим братом заготавливали сено, берегли ее, кормили и прятали от немцев свою кормилицу. Летом было много съедобной травы, коренья душистого горошка ели. Они такие сладкие! Мы сами придумали сладкий напиток из них: брали бутылку с водой, туда складывали корешки и «колотили» все это. Получался очень сладкий напиток. А зимой нас кормили солдаты. Мы ходили с котелками к немецкой столовой и стояли, глядели голодными глазами, ждали, когда нам дадут каши. Как хотелось кушать!

       Нам также давали одежду, ботинки. И вот в этой взрослой одежде  дети ходили. Когда фашистские офицеры захватили наш дом, я и мой младший брат Леша спрятались в угол. Нам было очень страшно.

    У немцев было много разнообразных вещей. Однажды мы украли батарейку с немецкой рации и всю ее погрызли. Мы думали, что это шоколад. Вот нам потом досталось! Мать и отец прощенья у немцев просили на коленях. Но они, наверное, были добрыми, простили нас.

   Когда начинались бомбежки, все прятались в подвал и сидели по несколько дней, не высовываясь. Мы, старшие, все понимали и держались как взрослые, а вот моему младшему брату Петру было всего 3 года, и он все время плакал и просил кушать. Мама металась, не зная, как его успокоить.

   Люди были дружными, делились всем до последнего, помогали друг другу. Помню, как в дом привели арестованного танкиста, он был сильно ранен. Мы все спрятались на печке и от страха не могли шелохнуться. Его очень сильно били, пытали, потом раздели догола, вывели во двор, на снег, и расстреляли. Наш сосед дед Самоха погрузил его на сани и отвез в амбар».

     Из рассказа моей прабабушки Фомченко Лидии Сидоровны: « Когда фашисты ворвались в наше село Камышевку, то свой лагерь расположили у нас в огороде. Летели бомбы, рвались снаряды ,люди кричали, дети плакали. Были случаи, когда мальчишки находили мины, пытались их разряжать и сами взрывались. А еще я помню такой случай. Мы, дети, бегали во дворе. Один немецкий солдат нас позвал и дал шоколад, а потом достал фотографию своей дочери и нам показывал. После очередного боя вечером мы увидели на улице много убитых солдат, среди которых был и тот, который нас угощал шоколадом. На следующий день его похоронили за домом.»

      Прошло уже семьдесят пять лет с того памятного дня, когда прозвучали такие долгожданные слова: «Война окончена! Мы победили!». Один за другим уходят из жизни очевидцы той великой войны, только в их скупых рассказах о тех страшных днях проглядывает ужасающая и героическая правда.

Номинация № 2 «Матери и дети войны»

Фомченко Лидия Сидоровна