Старая версия сайта доступна по ссылке: http://prirodastepi.ru/

Имя в Бессмертном полку

Андрюнина Анна Сергеевна
ученица 7 класса
МБОУ Суховской СОШ
п. Новосуховый Тацинского района
Ростовской области
Консультант – учитель истории
Резникова Татьяна Ивановна

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

 И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

                                       Юлия Друнина

     Я родилась в счастливое, мирное время. Мне совсем немного лет, но я уже много знаю о Великой Отечественной войне. Великая Война, Великая Победа, Великий Народ, именно эти слова мы чаще всего произносим, рассказывая об этой войне.

     В своей работе я хотела бы рассказать о том, как жила моя прабабушка – Харитонова Валентина Платоновна в оккупированной немцами слободе Скосырской. К сожалению, её не стало, когда мне было всего пять лет, и её рассказов о войне я не помню, но для того, чтобы мы – поколение 21 века знали о том, какой страшной  была Великая Отечественная война, она записала свои воспоминания в дневнике. Его мы храним свято и бережно.

    Но давайте вместе перелистаем бабушкин дневник и узнаем, что пережили дети, наши ровесники и те, кто был постарше в те грозные военные годы.

    «В 1941 году мне было всего 15 лет, я только, что закончила 8-ой класс, и мечтала после окончания 10-го класса поступить в педучилище, — пишет прабабушка, — но моим мечтам не удалось сбыться – началась война, школу закрыли, приспособив помещения для раненых бойцов.

    В конце того же года моего папу – Воронина Платона Ефимовича мобилизовали под Сталинград, а через некоторое время от него пришло письмо, где он писал, что служить попал вместе с соседом. Пока их часть еще не сформирована, но все постепенно размещаются в новом расположении, однако очень туго с продуктами. Мама, недолго думая, собрала мешок продуктов и отправила меня к отцу (сама не могла поехать, так как дома оставались четверо детей, мал мала меньше). Вместе с соседкой тетей Фросей мы отправились к родным. Все поезда, шедшие в сторону Сталинграда, были забиты военными, и нам пришлось ехать от Морозовской до Суровикино, стоя на ступеньках вагона. Был декабрь месяц, стояли крепкие морозы, но нужно было ехать. Поставив впереди себя мешок, сами держались за поручни, чтобы не упасть под колеса поезда. Никому не расскажешь о том, как примерзали на ледяном ветру руки к поручням, как обжигал лицо жуткий мороз, как насквозь продувалось ветхое пальтишко и ноги стыли в кирзовых сапогах.  В Суровикино дежурный  по станции снял нас с поезда, но узнав, куда мы едем, определил в тамбур пассажирского поезда, так и добрались до Сталинграда, где я встретилась с отцом. Мой папа – Платон Ефимович прошел всю войну  и закончил её в Будапеште. История о том, как я приезжала к нему в Сталинград на протяжении многих лет рассказывалась в семейном кругу.

    20 июля 1942 году в слободу Скосырскую вошли немцы, они вошли без единого выстрела, никто не оказывал им сопротивление. Все были наслышаны о зверствах немцев, поэтому мама спрятала меня и мою подругу в подвале на двое суток  пока не прошли передовые части немцев. Через неделю после вступления немцев все население согнали в здание райисполкома. Было очень страшно, все думали, что сейчас нас подожгут. Но нет, все обошлось. Жителям представили старосту села и распустили по домам. Вот так началась оккупация.

    Немцы грабили местное население, отбирали кур, свиней, коров, но местных жителей не трогали.

    В октябре 1942 года участились полеты транспортных самолетов. Они летали на бреющем полете так низко, что чуть не цеплялись за крыши домов. Летели со  стороны  Миллерово, видимо там был аэродром, по 2-3 звена почти каждые полчаса. Эти самолеты доставляли грузы с питанием  в окруженную  армию Паулюса.

    Когда аэродром перебазировался в станицу Тацинская, чтобы было ближе летать, в Скосырской обосновали штаб этого аэродрома. Мне и моей подруге довелось работать в этом штабе уборщицами, печи же топили военнопленные летчики. Один из них называл меня Аней. Именно это недоразумение спасло мне жизнь: когда пленные летчики сбежали, немцы пришли к нам домой и спросили у мамы Аню, они считали, что я могла помочь летчикам совершить побег, но мама сказала немцам: «У меня нет дочки Ани»».

   Далее из дневника узнаём, что ещё не раз смерть близко подходила к прабабушке. В декабре 1942 года в хату, где они жили, попал снаряд, прямо в окно, разворотил стену и печку. В тот момент в хате был только дедушка Вали, он был болен и не мог ходить, лежал на кровати под окном, его прикидало глиной и камнями и поранило осколками от снаряда, но он остался жив. А остальные члены семьи не пострадали.

    В январе  1943 года Скосырскую бомбили. В один из таких налетов прабабушку контузило, она не успела спрятаться. Бомба пролетела над её головой и упала недалеко от неё. К счастью, бомба была небольшая, Валю не зацепило, но последствия контузии остались на всю жизнь.

    Потом Валентина рассказала о том, что с 1943-го п о1948 год работала в районном узле связи телефонисткой, а позже почтовым агентом. Ей приходилось разносить письма с фронта, газеты, но особенно тяжело было вручать адресатам письма из военных частей, в которых были сообщения о погибших и пропавших без вести. Непередаваемую боль испытала прабабушка, когда в один из дней, разбирая почтовую корреспонденцию, обнаружила похоронку на брата. Как сообщить маме, не могла представить? Целый месяц она старалась подобрать нужные слова, но язык не поворачивался, да и духа не хватало. Тайком плакала, пряча слезы от матери. И ещё долго она не могла сказать маме о гибели Миши, боялась причинить боль материнскому сердцу.

    Вот такие тяжелые испытания выпали на долю моей прабабушки. И сегодня в канун 75-летия Великой Победы, я достаю и перечитываю её воспоминания вновь. Моя семья бережно хранит этот дневник. Мы не можем по-другому, ведь это история нашей семьи, нашего рода, а значит история нашей Родины. Уже совсем скоро наступит 9 Мая, и я с нетерпением жду начала шествия «Бессмертного полка». Возьму портрет прабабушки, взгляну ей в глаза и буду думать, что она идёт рядом со мной в одном строю с героями, прошедшими всю войну и дожившими в памяти потомков до этой знаменательной даты – 75-летия Великой Победы!

Номинация № 5 «75-летний юбилей Победы»

                        Харитонова Валентина Платоновна