Самые маленькие очевидцы войны
9 мая для моей семьи, как и для каждого человека нашей страны это большой праздник хоть и со слезами на глазах.
Мой прадедушка, Журавлев Василий Александрович 25.09.1923 г.р, ушел на фронт в 1942 году и прошел всю войну, был связистом и, среди прочих наград, награжден медалью «За отвагу». Но сегодня, я хочу поговорить не о нем, а о самых маленьких невольных свидетелей тех страшных событий – детях. Моя прабабушка Дуся часто рассказывала мне истории из своей жизни, и я слушала их, как заворожённая. Одной из таких историй я бы и хотела поделиться с вами.
Францюк (Решетняк) Евдокия Поликарповна родилась 20.02.1929 г. в пос. Энгельсово Краснодонского р-на Ворошиловградской (Луганской) области и была средним ребенком в семье. У неё была младшая сестра Лидия и старшая Александра. По стечению трагических обстоятельств девочки рано потеряли родителей и попали в детский дом. Там моя прабабушка пошла в школу. Она была очень задорным и любознательным ребёнком, очень любила математику и закончила начальную школу на «отлично». Возможно, ей бы удалось добиться больших высот, но, к сожалению, в наш общий дом пришла беда. На нашу страну напали фашистские захватчики.
В 1942 году детский дом эвакуировали в Среднюю Азию, и путь их был долог и нелегок. Сначала они ехали на поезде. Под Батайском он попал под бомбежку, и детям велели покинуть поезд и спрятаться в окрестностях. Со слов прабабушки, она побежала к кукурузному полю, чтобы укрыться там. Вскоре её догнал незнакомец и спросил: «Дитя, ты чего одета во всё светлое? Ты же для них, как мишень», на что она ответила, что у них такая форма. И тут рядом послышался свист. Незнакомец толкнул её на землю с криками «Ложись» и прикрыл своим телом. Их присыпало землёй. Когда всё стихло, он поднял её, оттряхнул и сказал «Беги к своим». Рядом с поездом торчали неразорвавшиеся снаряды, когда их разминировали, обнаружили, что они были заполнены песком, и в них лежала записка «Чем можем, тем поможем». «Ночью поезд опять бомбили, но машинист был такой молодец» — рассказывала прабабушка «Поезд, то стремительно ускорялся, то резко тормозил, будто уворачивался от фашистских снарядов». Как потом узнала моя прабабушка, где-то в пути погибла ее младшая сестра Лида. А старшая сестра Шура закончив курсы медсестры ушла на фронт, и там, помогая раненым на поле боя, погибла сама. После долгих скитаний они прибыли на место, в город Ташкент. Там ей казалось, что война где-то очень далеко, но ее отголоски были и тут. Кормили их очень скудно, и ей все время хотелось кушать. В детский дом приходили представители школы ФЗО и набирали себе учеников, от друзей она знала, что там кормят лучше и, после обучения, можно пойти работать. Чтобы туда попасть, она решила добавить себе возраст (брали с 16 лет). На комиссии на вопрос «А сколько же тебе лет?» она ответила, что ей 16(добавив 3 года, и в связи с утерей документов потом в паспорте ей записали дату рождения 20.02.1926г.), на что ей представитель школы сказал: «Ты же еще совсем ребенок, куда ты?». А она ответила «Мне надо 16, я кушать хочу!». После этих слов у меня всегда наворачиваются слезы, и хочется сказать: «Большое спасибо и низкий поклон всем Советским Воинам за наше счастливое мирное детство».
Прабабушка получила профессию, работала лебедчицей. По окончании войны, она вернулась в свой родной шахтерский поселок, работала на шахте лесогоном, вышла замуж, родила четверых детей, у нее восемь внуков и восемь правнуков. Два года назад моей прабабушки не стало, и теперь ее истории остались лишь в нашей памяти. И сегодня я очень благодарна за возможность поделиться ее историями еще с кем-то. Сразу фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» для меня наполняется глубоким смыслом.