Воспоминания моей прабабушки о ратном подвиге её отца
Солдат Андрей Алексеевич Шпаков, участник освобождения Донской земли (Блокадный Ленинград, боец-доброволец ИБ Ижорского завода, 17 зенад РГК 1 Прибалтийского фронта, участник боев на Донской земле: Чертково, Миллерово; освобождение Белоруссии, Польши, Прибалтики; участие в русско-японской войне, Хинган, Порт-Артур, Владивосток, Находка)
Своего прадедушку Шпакова Андрея Алексеевича я почти не помню, поскольку он скончался, когда мне было всего три года. Он родился 22 августа 1924 года, ровно за 16 лет и 10 месяцев до начала Великой Отечественной войны.
В начале войны дедушка жил и трудился в Ленинграде, работал слесарем-ремонтником на Ижорском заводе. В день начала блокады, 8 сентября произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов.
Самым сложным периодом блокады Ленинграда был осенне‑зимний период 1941‑1942 годов. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами.
Молодой Андрей Шпаков добровольцем вступил в состав истребительного батальона. Он работал, не жалея себя: охранял здания, разбирал завалы, спасал людей, помогал тушить пожары. Тогда его здоровье было сильно подорвано. Началась эвакуация в тыл. Первым делом эвакуировали женщин, детей, пожилых людей и людей с ослабленным здоровьем. Поэтому в феврале 1942 г. Андрей Алексеевич был эвакуирован самолётом в г. Тихвин. Далее поездом его оправили в Ярославскую область, в село Черная Заводь. До призыва в армию два месяца дедушка проработал кочегаром на паровозе. Когда ему исполнилось восемнадцать, он отправился на фронт и был определён в артиллерийские войска.
Начался его боевой путь в составе 17 зенад РГК 1 Прибалтийского фронта. Потом дедушку отправляют в Тихвин, затем в Свердловск. И вот уже командиром расчета он несет службу в артиллерийских войсках. Главное орудие в его распоряжении ˗ 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3.
Военные действия охватывали город за городом, деревню за деревней. Истекая кровью, Донская земля принимала в свои родительские объятия всё больше храбрых бойцов-артиллеристов. Чертково, Миллерово, хутора, станицы… Боевое ранение дедушка получил в декабре 1942 года, после чего пролежал три месяца в горьковском госпитале. С апреля 1943 г. боец Шпаков становится командиром отделения 17-ой зенитно-артиллерийской дивизии в Мытищах.
Бои, переходы и перевалы России, Белоруссии, Польши и Прибалтики. Таким был путь русского солдата Андрея Шпакова к Великой Победе.
Еще не успела осесть пыль на армейских сапогах от ходьбы по славянской земле, как дедушка попал на русско-японское сражение. Город Чита, озеро Байкал, республика Монголия и горы Хинган. Нет воды, хлеба, соли. От жажды и голода погибли многие его боевые товарищи. С большими потерями дивизия направилась в Порт-Артур, затем на китайскую железную дорогу, во Владивосток, в бухту Находка.
И только феврале 1947-го года Родина встретила возвратившихся с фронта уцелевших, израненных душой и телом защитников.
Герой нашей семьи возвратился к своей маме и сестренке в украинское село Жоравка. Грудь солдата украшали награды: орден Отечественной войны I степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За отвагу», медаль «За Победу над Германией», медаль «За Победу над Японией».
А дальше Андрей Алексеевич Шпаков отправился залечивать раны на курорт Серноводский, встретил свою суженую, женился, да и остался там жить. И если б снова не война — Чеченская… Сначала — первая, потом — вторая… В 1996 году семья Шпаковых переехала в славный город Волгодонск, где уже жили их дети и внуки.