Другая война
Петрова Екатерина Сергеевна
5 класс, МБОУ «Гапкинская СОШ»
посёлок Холмистый
Я хочу рассказать историю моей семьи, которую по крупицам собирала и бережно хранила моя мама. Долгое время мы не решались поделиться событиями тех страшных военных лет, потому что День Победы – это праздник мужества и героизма, великой отваги и беспредельной храбрости. Ветераны рассказывают о своём боевом пути, наградах, подвигах, но моя история будет не об этом. Моя история будет о шестнадцатилетнем мальчишке, который три года провёл в немецком плену, в концлагерях Германии и испытал весь ужас концентрационного режима, а затем страх сталинских репрессий. Я расскажу о моём родном дедушке.
Мой дедушка, Ермаков Андрей Стефанович, родился 2 августа 1924 года в большой многодетной семье, четверо детей (две сестры и младший брат) Вскоре произошло несчастье, родители дедушки погибли под завалами обрыва песчаного яра на реке Дон и дети, младшему было чуть больше года, попадают в детский дом города Ростова-на-Дону. Из воспоминаний о детском доме дедушка упоминал лишь одно слово «Голод».
В четырнадцать лет он поступает в ФЗУ, так называемая школа фабрично-заводского ученичества, где получал профессионально-техническое образование, до успешного завершения оставался год, но война внесла свои страшные коррективы.
24 июля 1942 года 17-ая армия вермахта подошла к Ростову и мальчишки из ФЗУ были направлены на линию обороны — рыть окопы. Наступление немцев было столь стремительно, что отступая, советские войска оставили детей в окопах. В подтверждение этих слов могу провести историческую параллель (28 июля 1942 года был издан, печально известный приказ №227 в просторечии «Ни шагу назад!»), что говорит о панических настроениях в рядах советской армии летом 1942 года.
Мальчишки, находящиеся на передовой, попадают в плен. В семейном архиве хранится справка о том, что Ермаков Андрей Стефанович 1924 года рождения в июле 1942 года по мобилизации немцами был вывезен в Германию, где с августа 1942 года по май 1943 года работал грузчиком на фабрике КСБ в городе Франкитали Германия, с мая 1943 по май 1945 года находился в концлагерях Германии.
Маленькая справка, клочок бумаги, это всё, что осталось как воспоминание о трёх годах немецкого ада. Дедушка никогда не вспоминал и не рассказывал о жизни в плену. Раньше говорить об этом было и стыдно, и опасно.
Вернулся, он в августе 1945 года. После освобождения направлен на госпроверку, в ходе которой установлено, что за период пребывания в Германии преступления против Родины он не совершал.
Больной и израненный, харкая кровью, сирота – даже страшно представить, что чувствовал он возвращаясь домой. Он не хотел семьи, не хотел детей, боялся, что с его искалеченным здоровьем, у него просто не может быть здоровых детей. Отчаяние, пустота, недоверие к людям – с таким «багажом» Ермаков Андрей встречал свой 21-ый день рожденья.
А дальше – история любви! Встретив нашу бабушку, дочь лесника, Матрёну Тимофеевну, он понял, что у него есть силы для новой жизни. Вместе они воспитали троих замечательных, ЗДОРОВЫХ детей. Два сыночка и лапочка-дочка (моя бабушка). Дедушка окончил двухгодичный полный курс лесной школы и стал младшим лесоводом. От всех горестей и пересудов они уехали на донскую заимку, где честно трудились и растили детей. Спустя годы, они переехали в хутор Морозов, потому что моей маме пришло время идти в школу.
Мой дедушка построил большой светлый дом, вырастил ореховый сад, воспитал сыновей и дочь. А всего этого могло и не быть, если б не сила духа, любви и жажда жизни.
Дедушка умер в 63 года от хронической коронарной недостаточности, бабушка умерла через год. Они ушли рано, я их не помню, но историю их любви, преданности, верности знаю я, знают мои сёстры, и я уверенна, узнают мои дети…
Номинация №5 «75-летний юбилей Победы»