Наталья Фетисовна Плешакова (Зеньковская) – моя гордость
Когда грянула война, и муж ушел на фронт, в семье прапрабабушки Натальи Фетисовны Плешаковой было уже четверо детей: Иван, Петр, Мария и Анна. Да еще на попечении женщины остались ее престарелая мать и родители прапрадедушки, здоровье которых уже не позволяло работать.
Она, конечно, была не одинока в своем горе. Кого призвали, кто подался на фронт добровольцем, но на все село остался один взрослый мужчина, брат ее мужа Александр. Вот только беда, он был инвалидом детства, имел проблемы с головой, и сам нуждался в помощи.
На женщин и детей, с раннего возраста привыкших к работе по хозяйству, в огороде, со скотиной, упала и вся мужская работа, а вместе с ней и заботы о будущем. Новостей с фронта ждали с нетерпением, но наиболее насущными были хозяйственные вопросы.
Когда фронт докатился до села, красноармейцам отдали всех лошадей, забили почти всю скотину, оставив себе только на прокорм. Девизом в то время служило: что б фашистам не досталось. Что красноармейцы не забрали с собой, жгли или прятали.
Первое появление немцев, тем не менее, было неожиданным. Наталия Фетисовна в это время была во дворе и услышала шум моторов. То на мотоциклах приехали немецкие интенданты за провизией. Они ходили по дворам и кричали: «Млеко! Яйки!» Взять в общем-то с их двора было почти нечего, но страшнее было за детей. А тут еще в доме был раненый красноармеец. Женщина успела спрятать его и детей в подпол и постаралась скрыть свой страх, что бы ничего ни заподозрили. А тут еще, как на зло, немец попался балагур и хотел, во что бы то ни стало, помочь ей достать молоко из подпола. Но у прапрабабки был железный характер, она сумела настоять на своем, сберечь родных и остаться жива.
Беда миновала, раненый ушел той же ночью, но проблем не уменьшилось. Немцы заняли село. Многих выгнали из дома. Пришлось ютиться в погребе во дворе. А еще было страшно, что б никто не сболтнул, что в семье были партийные. Жили-то в селе дружно, предательства от своих не ждали, но вот взять хотя бы деверя Сашку. Что взять с деревенского юродивого?
Вели себя немцы шумно. Не зверствовали, напиваться не напивались, но выпивали и куражились от души. Как-то решили покататься с ветерком по селу на танках. Прапрабабушка испугалась и от греха подальше загнала детей в погреб. Кто-то из танкистов заметил этот манёвр, и танк три раза проехался по крышке погреба, разворотили гусеницами весь огород. Немцы смеялись, а женщина молилась, что б они не решили остановить машину над погребом – тяжелая машина могла провалиться.
Когда в декабре 1942 село отбили, легче не стало. Запасов продовольствия не было. Красноармейцев спасителей благодарили, чем могли, отдавая последнее. Предстояло голодное время.
Что бы накормить семью собирали ягоды, корешки, травы, смолу с деревьев, варили похлебку из лебеды и крапивы, ловили кузнечиков.
Не смотря на лишения войны, всё семейство Плешаковых, что оставалось в селе, выжило. А вот с фронта из четверых ушедших братьев Плешаковых, двое не вернулись. Забрала война свою дань.
Я горжусь своей прапрабабушкой. Возможно если бы не она, то не было бы и меня. Спасибо ей за то, что я живу.