Он не любил об этом говорить
Война… Какое страшней слово… Каким горем отозвалось оно в миллионах семей, унеся жизни родных и любимых людей. Сколько страданий и лишений вынес наш народ в 1941-1945 годах. Наша семья не стала исключением и тоже боролась за Победу.
Мой герой — прадедушка Пётр Иванович Маяцкий — родился 1920 году в селе Кудиновка Миллеровского района нашей Ростовской области в семье потомственных казаков. Мама старалась воспитать в мальчике доброту, а отец — казачью удаль и отвагу. Но время было трудное, полуголодное, и поэтому с раннего детства сыну пришлось работать и пастухом, и водовозом в колхозе, даже хлебопеком. Но Петру хотелось учиться, и поэтому он ходил в школу за несколько километров в ветхой одежонке, а порой босоногий, пережевывая стебелек клевера и любуясь пестреющими лазориками.
Силу и выносливость, любовь и привязанность к донской земле, к степи с её лохмачами и ковылями, казачьими душевными песнями унаследовал прадедушка от нашего предка, Дмитрия Ивановича Долгополова, который еще, считай, больше двух веков назад, в 1736 году, получил к своей ещё и вторую, военную, фамилию – Маяцкий — как царскую награду за исправную службу в казачьих войсках при охране сигнальных маяков, протянувшихся от Азова до Воронежа.
Когда парень повзрослел и окончил школу, то по комсомольскому набору был призван на службу в Военно-морской флот. По словам деда, он просто был покорен морем, его простором, оно было похоже на бескрайние, седые, ковыльные степи… Действительная военная служба натолкнула его на мысль, посвятить свою жизнь морю, морской службе. Но начавшаяся Вторая Мировая война разрушила все планы, и в составе отряда снайперов он отправляется в 1939 воевать с финами.
Ему было всего 20 лет, когда Огненное пламя перекинулось на Советские тогда рубежи и 22 июня 1941 года главная военно-морская база «Севастополь» мужественно приняла первый удар фашистской авиации. Так встретил он Великую Отечественную войну, почти за час до бомбежки Бреста. Тогда моряки смогли отразить налет. Эсминец «Бодрый», где служил Петр Иванович Маяцкий, героически участвовал в боях при разгроме вражеской базы Констанца, в защите городов: Одесса, Очаков, Николаев, Севастополь. Но однажды под Новороссийском эсминец «Бодрый» был атакован и практически расколот на двое. Трое суток стойкий казак пробыл в воде, однако благодаря самообладанию и выдержке выжил и вскоре отправился на защиту столицы, к которой рвались полчища оккупантов.
Дедушка вспоминал, что когда командование обратилось к матросам – черноморцам с просьбой — встать на защиту Москвы, он с радостью вошел в ряды бойцов сформированной 85-й морской бригады. В ней были все: и связисты, и артиллеристы, и танкисты, и пехотинцы. Солдаты вновь сформированного подразделения отлично зарекомендовали себя в боях, наводя ужас на гитлеровцев. «Черной тучей», «черными дьяволами» называли их фашисты, а часто, завидя в бинокли, бросали позиции и бежали с поля боя.
Не последнюю роль в успешных операциях играла разведка и её командир, «отличник боевой и политической», наш дончак-смельчак, награжденный орденами за взятие важных «языков». Его группа всегда действовала дерзко и неожиданно, пробиралась в тыл противника, рискуя каждую секунду остаться по ту линию фронта, но всегда возвращалась с ценным трофеем.
Позднее бригада была направлена на Карельский фронт, где шли ожесточенные бои. Об этом времени Петр Иванович рассказывал так: « Была зима, когда мы приехали на место дислокации. И наша черная морская форма на фоне заснеженного поля была видна за километр. Тогда одному из нас пришла идея — выкататься в снегу, чтобы быть незаметнее. Для пущей уверенности, чтобы снег лучше прилипал к бушлатам, стали поливать друг друга водой. Так мы смогли немного замаскироваться».
А я себе все не могу представить. Как они обливались водой? Значит -шинели были совсем мокрые?! А ведь это — зима! А впереди — бой! А, по словам родных, бывший солдат говорил об этом весело, с улыбкой…
Фронтовые дороги провели П.И. Маяцкого через всю Европу, и Победу он встретил в Берлине, в составе 40-го полка Ставки Верховного Главнокомандующего, где с марта 1945 года был заместителем командира батальона по политчасти. Но война для него закончилась намного позже, в Манжурии.
Наверное, это его судьба – быть сильным и стойким, сражаться, несмотря на три ранения, до конца, до полной Победы там, куда позовет Родина. А каждая из боевых наград на его груди – это история судеб многих людей, и нашей семьи, и целого народа, воевавшего с врагом на полях той битвы. Два «Ордена Ленина», орден «Красной звезды», орден «Отечественной войны I-й степени» и многочисленные медали украшали парадный китель прадедушки. Он не любил говорить о них, но с гордостью надевал свою парадку в праздник 9 мая, когда в составе руководителей Боковского района нашей Ростовской области возлагал цветы и венки к обелискам погибших в Великой Отечественной солдат.
А я горжусь своим героическим прадедушкой — Маяцким Петром Ивановичем! Ведь это и он вместе со всем народом смело встал на защиту нашей Родины! Это он преграждал путь врагу! Он под пулями пробирался во вражеский тыл, спал на мерзлой земле, а потом отчаянно бросался в атаку! Это и он приблизил Победу тогда, в далеком 1945-м!
Ps. Разглядывая фото прадедушки, вижу его рядом с гениальным Михаилом Александровичем Шолоховым, тоже фронтовиком. Удивляюсь… Спрашиваю… Узнаю об их тридцатилетней дружбе и почему-то представляю, как они, сидя под звездным небом в степи, напевают веселую песенку:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.