Пленница «Архипелага OST»
Прошла через все ужасы, боль и страдания войны наша прабабушка Анна Нефёдьевна Тюлькина. Она не держала в руках оружие. Но для нас она — герой. Потому что долгие годы смерть была постоянно рядом с нею, как у фронтовиков. Потому что она, находясь в нечеловеческих условиях, не предала свою Родину, не поддалась на заманчивые предложения сытой жизни в обмен на измену своему народу, своей православной вере.
Родилась Анна Нефёдьевна 22 января 1920 года в деревне Речица Думиничского района Смоленской (ныне Калужской) области. Это та самая Речица, зверства фашистов в которой упоминаются в романе-трилогии Фёдорова Абрамова “Пряслины». О Речицкой трагедии рассказали в 1942 г. многие советские газеты, прабабушка Анна была очевидцем этих событий. Когда в деревню зашли фашисты, её сыночку не было и месяца. Наши войска отступали. Мужчины и молодёжь уходили в партизаны. Голод, ужас, страх поселились в деревне. Заподозрив в связи с партизанами, немцы расстреляли на деревенской площади более ста жителей. Среди убитых были мама Анны — Никулина Арина Трофимовна с 19-летней дочерью Евдокией.
В январе 1942 г. за неудачи на фронте фашисты предали Речицу огню. Оставшихся в живых людей немцы погнали на минное поле, уцелевших женщин и детей отправили в г. Брянск. Там разместили их в лагере смерти для военнопленных, созданного на месте бывшего конезавода. Среди этих несчастных оказалась и наша прабабушка с сыночком Колюшкой. Спустя месяц, речицких жителей вместе с другими оказавшимися в фашистской неволе, погрузили как скот в товарные вагоны и повезли в Германию. По прибытию определили кого куда — в концлагерь, на каторжные или сельскохозяйственные работы. Приходили за ними, как за товаром — осматривали телосложение, зубы, рост. Жили за колючей проволокой, спали в конюшне на соломе. Каждый на одежде должен был носить специальную нашивку OST “оккупированная советская территория”, которая указывала на бесправность советских людей и их принадлежность, по мнению фашистов, к низшей расе. Под страхом смерти пленникам было запрещено снимать нашивку и говорить о Родине. “Живём мы в фашисткой неволе, на ужин баланду едим, и яркая OST — нашивка сияет у всех на виду”, — тихонько, тайком пели советские люди. Эти воспоминания записаны нашей бабушкой при жизни её мамы.
По свидетельству немецких документов, советские граждане должны были «работать до смерти». Но когда стало ясно, что немцы терпят поражение на фронтах, к невольникам пришёл предатель страны — генерал Власов и пытался склонить на свою сторону. Но никто не поддался на эти уговоры. Также было и в мае 45-го — первыми в местечко, где содержались речицкие жители, пришли американцы. И они убеждали русских в ненадобности возвращаться в СССР. Обещали золотые горы. Но у всех было одно желание — вернуться на любимую Родину и послужить ей своим трудом.
И они возвращались. Уже на родной земле умер от послевоенного голода её сынок Колюшка. Война забрала у неё родных, дорогих сердцу людей, но не отняла любви к Богу, к своей Родине и людям.
На этом фото, сделанном в мае 1943 года в немецком городе Дюссельдорф, прабабушка Анна с сыночком Колей. Немцы принуждали делать подобные фото для пропаганды, что русским невольникам живётся в Германии хорошо.